Вечерний Ташкент 14 апреля 1997 г.

Живем ? Или дышим ?

Точка зрения

Семь городов спорили о праве называться родиной великого Гомера. Я знаю уже четырех человек, которые утверждают, что являются основателями бардовского движения в Ташкенте. Во избежание лишних проблем не буду приводить их фамилии. Это не столь важно. Важнее, по-моему, честно взглянуть на то, что представляет из себя бардовское движение в нашем городе сегодня.
Согласно словарю Ожегова (с.42), "бард" - поэт и музыкант, исполнитель собственнных песен. Бардовское движение, надо полагать, это вид деятельности, который способствует организации и развитию данного вида творчества.
Если исходить из столь строгого определения, то бардовского движения в Ташкенте НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО. Да, были клубы, фестивали, концерты, выходили книжки отдельных бардов, но все это САМО СЕБЯ НЕ ПОДДЕРЖИВАЛО. Когда человек продает свои вещи, это нельзя назвать торговой деятельностью. Торговая деятельность - это когда на вырученные средства закупается новая партия товара, продается, а на вырученные - новая... и т.д. И точно так же, когда бардовское движение будет способствовать увеличению количества бардов, а барды, в свою очередь усилят движение, к коему принадлежат, можно будет говорить о бардовской жизни.
Сейчас в Ташкенте действует девять клубов авторской песни. С прошедшего года и по настоящий день ими организовано 25 концертов. Но эти цифры ничего не скажут, если не уточнить, что больше половины концертов проведено двумя бардами, кстати, ни в каких клубах не состоящими. Всего же концерты провели около двадцати бардов из шестидесяти (одна треть), и едва ли можно предполагать, что организация клубных концертов является достаточным стимулом, чтобы привлечь молодые таланты.
Под клубной работой обычно понимается привлечение новых членов. Но клубная работа немыслима без использования их творчества. Если молодой участник видит, что вся его работа идет "в стол" или обсуждается в узком кругу, он быстро теряет интерес к творчеству.
Организовать самому концерт, провести смотр, издать книжку очень трудно. Клубы могли бы посодействовать. Безусловно, что-то в этом направлении делается. Но, согласитесь, книжка тиражом в 20 экземпляров, проданная на концерте, проведенном один раз в год, вряд ли обеспечит обратную связь между бардом и слушателем.
И еще. Бардовская песня, в общем-то, довольно однообразная. Но если автор имеет возможность исполнить только две песни (а на концертах с участием всего клуба или фестивале больше возможности у него и не бывает), это однообразие легко скрыть. И только, во-первых, участие в соло-концертах, во-вторых, запись кассет могут дать стимул для дальнейшей работы по расширению творческого диапазона. Информация к размышлению: за прошлый-начало нынешнего года ташкентскими бардами была продана 241 кассета, 201 из них - одним автором, и только 40 - всеми остальными.
Вернусь к концертам. Почему так важно их количество ? Один концерт в год любой бард вытянет. Я не говорю о качестве пения. Разговор идет о зрителях. Кто приглашается на концерт ? В основном друзья, родственники. Во втором отделении поют ребята из клуба, для которых ставится условие: чтобы продал не меньше 10 билетов. Билеты, конечно, продают, и зрители, конечно, в восторге.
Но на второй концерт их (зрителей) собрать уже труднее. Родственники и друзья согласны поддержать раз в год, но не раз в месяц. Поневоле приходится выходить на "случайного" зрителя. А только такой "случайный" зритель и может обеспечить обратную связь между качеством песни и заполняемостью зала. Ведь он, в отличие от родственника, попросту не придет во второй раз, если ему не понравилось. Если концертов будет больше, по реакции зрителей авторы сами поймут, какие песни у них плохие, а какие хорошие, какие нуждаются в доработке, и какую тему следует развить.
И, наконец, книжки. Бардовской литературы как таковой не издается вообще. Конечно, некоторые барды издают свои стихи, но в этих изданиях вы не найдете ни нот, ни раскладки аккордов. В данном случае они выступают как поэты, а не как барды. Безусловно, в этом не их вина. Но, учитывая интерес людей к этому виду творчества, имело бы смысл какому-нибудь биснесмену вложить деньги в издание хотя бы общего альманаха. А интерес есть. Вот лишь один пример - на концерте, прошедшем в ДК имени Хамида Олимджана, книжка с 5 стихотверениями без нот расходилась по цене 100 сумов !
И последнее. Организация бардовского движения - безусловно, прибыльное дело. Это доказывает опыт Москвы, Петербурга, Новосибирска и проч. Московский бард Олег Митяев, например, собирает полные залы на 5 тысяч человек, и цены на билеты не меньше, чем на эстрадные концерты. Но так уж получилось, что никто из ташкентских бардов не обладает сколько-нибудь значительными организаторскими способностями, а если и обладает, то использует их только для себя. Под организаторскими способностями я понимаю не организацию клубов и проведение концертов, а извлечение прибыли. На трансляции чимганского фестиваля-96 в течение полутора часов показывалась сцена с рекламными щитами спонсоров. Так вот, если бы вместо спонсирования фестиваля эти фирмы и организации заплатили за рекламное время, то зрителей и участников можно было бы доставлять на фестиваль на вертолетах и вручать лауреатам иномарки в качестве призов. Между тем, призов не было вовсе, проезд авторов не был оплачен, а жюри жило не в гостиничном комплексе, а в спортивном лагере.
Безусловно, публике труднее объяснить специфику авторской песни, и требуются гораздо большие средства на формирование общественного мнения, интересов зрителей, рекламу. Но вложенные средства, по сравнению с эстрадой, окупают себя гораздо быстрее, в том числе и у нас, в Ташкенте. В этом меня убеждает опыт тех бардов, которые работают на зрителя. Просто надо об этом опыте чаще говорить и внимательнее к нему присматриваться.

Виола.


След. статья   Список статей   Фотки,стихи,приколы от Виолы   mp3 моих песен   New фото-альбом   English club


Copyright © 2002
Эта страничка была создана Viola Последняя редакция 21 фев 2006



Hosted by uCoz