Что такое хорошо и что такое плохо ?
Солнышко 18 марта 1997 г.
Каждый год в середине мая проводится Чимганский фестиваль
авторской песни. И примерно с марта начинаются споры о том,
что можно считать авторской песней, а что - нельзя.
Представление большинства примерно такое:
Если поет бородач в штормовке - это авторская песня.
Если длинноволосый с электрогитарой - это рок.
Если гитары нет вовсе, а у исполнителя блестящие пуговицы -
то это эстрада.
За время проведения фестиваля (а ему в этом году стукнет
уже двадцать лет) манера исполнения (способ подачи) авторской
песни менялась уже несколько раз. И эстрада, и рок, и авторская
песня находятся в постоянном развитии, и, естественно, каноны
их меняются и будут меняться. Примеры ? Пожалуйста: у барда
может и не быть бороды, а эстрадный исполнитель может делать
вид, что играет на гитаре...Но общая схема такая:
Если что-то новое, современное - это эстрада.
Если проникновенное и задушевное - значит, это авторская
песня.
Если ни то и ни другое - это рок.
Реальность, само собой, ни в какие схемы не укладывается.
Думаю, надо все-таки обратиться к словарю и к истории. В словаре
все просто:
Эстрада - вид исполнительского искусства.
Бард - поэт и музыкант, исполняющий свои песни.
Рок - музыка протеста.
Бардовская песня возникла очень давно. Ей несколько тысяч лет.
Эстраде - лет двести - триста. Року - около тридцати.
За все это время они претерпели столько изменений, что на
способ подачи материала ориентироваться нельзя. Попробую привести
такую аналогию: бардовская песня - товар штучный, это - результат
деятельности одного человека. Эстрада - это поток, конвейер, где
музыку пишет один, стихи - второй, аранжирует третий, свет ставит
четвертый, сцену оформляет пятый, певца одевает шестой...
А вот в роке главное - протест, и не так важно, каким спобом
он выражен.
В эстрадной песне ближе всего к публике исполнитель, певец.
Музыкант и композитор - чуть подальше. Поэт - еще дальше, его и
вовсе не видно. И если певец скажет: "Я не буду это петь, потому
что это не поется", то придется переделывать музыку, а затем и
текст. Но переделать текст, не исказив смысла, очень трудно. Вот
и происходит ухудшение качества текстов. И выдает группа "Нэнси"
подобные перлы:
Лучше меня прости,
Брось и вернись ко мне.
Прости за то, что ушел с другой.
Прости за то, что ушла и ты.
Здесь даже намека на рифму нет !
Вот и получается, что никто не работает над текстом, потому что
его никто не слушает, а никто его не слушает, потому что нет работы
над текстом. Результат ? Слушатель очень быстро понимает, что если
не слушать, то лучше не слушать западную музыку, где и исполнение
получше, и музыканты пограмотнее, а про аранжировки и говорить
нечего.
А у бардовской песни свой зритель. Ведь гораздо большее
количество людей интересуют в песне не мигающие огоньки, а слова.
Эти люди сами любят их напевать, да и производство бардовских
песен, что и говорить, куда более простое. Кроме гитары, бумаги и
ручки ничего не требуется.
Виола.
Copyright © 2002-2006
Эта страничка была создана Viola
Последняя редакция 21 фев 2006