Что означает знание иностранного языка ?

Курсов английского языка в Ташкенте, как мне кажется, даже некоторый переизбыток. И причина здесь вовсе не в их результативности и даже не в отсутствии таковой, а в том, что курсы английского языка в Ташкенте в большинстве случаев вовсе не являются таковыми.
Хотя большинство людей согласится с этим моим утверждением, постараюсь все-таки его доказать. Прежде всего попытаемся ответить на вопрос: Что означает знание иностранного языка? Умение делать письменные переводы под это определение вряд ли подходит. Пользуясь словарем и учебником, с этим справится практически любой человек.
Под знанием иностранного языка во всем мире понимают умение говорить на этом языке. Можно говорить хорошо, можно говорить плохо, в таком случае говорят, что Вы знаете язык хорошо или плохо. Если же Вы говорить не умеете, то Вы языка не знаете.
Теперь о том, что под этим понимают у нас. Почему то считается, что если человек имеет хороший словарный запас и знает грамматику, то язык он уже знает. Да, в этом случае человек может грамотно и, даже не пользуясь словарем, составить какое-то предложение, но время, потраченное на составление этого предложения, будет значительно больше, чем это можно допустить в процессе разговора.
Конечно, кое-что в этом отношении делается. На многих курсах введена так называемая "разговорная практика". Выражается это в том, что обучающиеся на курсах разговаривают с преподавателем и друг с другом, и по окончании курсов многие из них довольно неплохо умеют разговаривать с преподавателем и друг с другом.
В чем же проблема ? Проблема в том, что тут идет подсознательное, а иногда, чего греха таить, и сознательное подыгрывание. Английский нужен большинству людей не для того, чтобы разговаривать о погоде или выяснять, какое у кого хобби. Жизнь в общем-то выдвигает иногда свои требования. И порой возникают сттуации, когда и родной-то язык забудешь. Объяснюсь. По данным психологов, 60 % разговоров между людьми - это конфликты или разрешение проблем. В этом случае Вам вряд ли будут подыгрывать - пытаться говорить более внятно или прислушиваться к тому, что говорите Вы. Конечно, могут возразить, что 60 % - это не так уж много, но дело в том, что английский чаще всего нужен именно в таких ситуациях - когда Вы устраиваетесь на работу, например, или пытаетесь подешевле купить или подороже продать. Это раньше можно было перед кадровиком, который ни бельмеса в английском, помахать бумажкой с печатью, на которой написано, что Вы его знаете. Сейчас же, когда устраиваются на работу, связанную с английским языком, чаще всего разговаривать приходится с менеджером, который ни бельмеса ни в узбекском, ни в русском и, знаете, как показывает опыт, не о погоде.
Надо ли говорить, что подобные ситуации являются стрессом даже при общении на родном языке и даже когда Вы уверены, что Вас на работу примут ?
Я бы могла привести множество примеров. Впрочем, могу привести и противоположный пример. Вы встретили на улице иностранца и поговорили с ним о погоде без всякого стресса. Но ведь если Вы этого не сделаете, едва ли от этого что-то особенно изменится. Если же речь идет о покупке товаров или заключении выгодной сделки с иностранными бизнесменами, то уж, как говорится, хочешь - не хочешь, а придется.
В чем же дело ? Почему у всех получается, а у нас - нет ? Ну во-первых, во всем мире, а также в ведущих учебных заведениях Ташкента (Университет мировых языков, Экономический колледж, Вестминстерский университет и т.д.) обучение английскому языку ведется на английском языке, кроме того, уделяется большое внимание использованию английского языка в реальных условиях. Например, совсем недавно разговаривала с выпускником трехмесячных курсов английского языка в Индии. В программу курсов помимо грамматики ежедневно входили конфликтные спортивные игры (теннис), а также 10-дневная поездка к морю.
Та же американская методика, которой пытаются привлечь многие курсы в Ташкенте, предполагает, кстати, общение на улицах, покупки в магазинах ("американской" она потому и названа, что используется в Америке). Кстати, в соответствии с этой методикой, не рекомендуют собирать в одной группе слушателей одной национальности.
Вообще, что касается преподавания английского языка, во всем мире эта система достаточно совершенна, и наше хроническое отствание в этом плане объясняется вовсе не отсутствием информации о том, как это надо делать. Причина более, чем банальная - деньги.

Обратимся к истории.

У китайских императоров, как и у любых других императоров, был целый штат врачей. Так эти врачи получали зарплату (и аккуратно) только пока император был здоров. Как только он заболевал, выплата зарплаты сразу прекращалась.
Врач, находящийся на государственной службе, обычно зарабатывает вне зависимости от того, болеют его пациенты или выздоравливают. А в случае частной практики ?
Бывают ситуации, что чем больше врач лечит, тем больше он может получить со своего пациента. Когда на Западе столкнулись с такой ситуацией, были предъявлены совершенно особые требования к профессии врача и к профессии учителя: моральные требования для владельца лавки мягче, для врача - жестче. И контроль осуществляло не только правительство, но и пресса.
Когда в Ташкенте, как грибы после дождя, начали плодиться различ- ные курсы, курсики, общество, в том числе и сами слушатели курсов были не готовы к этому.
Конечно, среди тех, кто открывал курсы, были люди, обладающие искренним желанием донести свои знания до других, но были ... другие, скажем так, люди, у которых основная цель была заработать. Большинство, как это обычно бывает, располагалось где-то посередине. Ну а теперь вопрос на сообразительность. Как Вы думаете, кто из них получил преимущество, и кого это самое большинство взяло в качестве образца ? Вы правильно догадались, преимущество получили, как обычно, те, у кого было больше денег. Впрочем, дело тут не только в деньгах. Дело доходило до банального мордобоя, и кто кого, как Вы думаете, бил ? Вы правильно догадались, били те, у кого есть деньги тех, кто работает на идею.
И если Вы такой сообразительный, то еще один вопрос на засыпку - кто оказывался виноват и кого в этом случае лишали права вести курсы ?
Постараюсь еще раз объяснить суть проблемы. Дело в том, что одну и ту же тему можно объяснять и один день, и две недели. Можно стимулировать инициативу учащихся, чтобы они как можно больше познавали язык самостоятельно, а можно ее полностью подавить. Можно давать реальные домашние задания и очень строго их спрашивать, а можно требовать невозможного и не контролировать выполнение вовсе. А по окончании курсов с полным основанием доказать: "Сами, мол, виноваты".
Бывает, что доходит и до самого примитивного обмана. Например, дают гарантии, что человеку, окончившему курсы на отлично, будет предоставлена работа с оплатой 20 долларов в день (с частью денег, конечно, придется поделиться с организацией, гарантирующей трудоустройство). Курсы достаточно дорогостоящие, но большинство разумных людей, сделав несложные арифметические подсчеты, решают, что рискнуть стоит. Ну и как Вы думаете, что произошло с теми, кто все-таки умудрился окончить эти курсы "на отлично" ? Так вот, делиться ни с кем не пришлось. Нечем. Ни работы, ни денег. Ни права требовать оплату назад вследствие несоблюдения гарантий.
Что же, на мой взгляд, можно сделать? Во-первых, замечу, что хорошие курсы в Ташкенте все-таки есть. Наличие достаточного количества людей, владеющих английским языком, тому свидетельство. Как же отличить тех от этих ?
Прежде всего, конечно, по результату. В общем-то среднего человека совершенно реально научить разговаривать месяца за три. А, умея говорить, он уже большую часть знаний, преподносимую на курсах, может освоить самостоятельно. Если же преподаватель заинтересован прежде всего в получении денег, он будет пытаться задавить инициативу учащихся в этом направлении всеми возможными способами. Способов много, но они уже достаточно хорошо отработаны, например, "Это слово не так произносится !". Это слово действительно не так произносится, но надо ли об этом говорить ? Американские преподаватели рекомендуют говорить это только тогода, когда человек уже разговаривает. Когда же он только делает попытки заговорить, то подобные замечания скорее всего отобьют малейшее желание этм заниматься.
Произношение - действительно больной вопрос. Но американские преподаватели так не считают. В мире не так много людей, говорящих на правильном английском. Даже в самой Англии их - меньшинство. Используют же английский язык для межнационального общения около одного миллиарда человек. Безусловно, должен быть образец, идеал, к которому надо стремиться, но вот, например, что пишет американская писательница, психолог, актриса Барбара Химес (Barbara Himes), с которой я переписываюсь по электронной почте:
Barbara: Не многие американцы говорят на каком-либо языке, кроме английского, так что если они критикуют Вас за Ваше произношение они несправедливы. Пусть они изучают какой-нибудь иностранный язык, и тогда посмотрим, как они будут критиковать !
Американцы в основном очень небрежны в плане английского языка. Кроме того, в Америке много региональных акцентов. Язык того, кто родился и вырос в Огайо, звучит отлично от того, скажем, кто вырос в штате Массачусетс.
Viola: Это правда, что если иммигрант, имеющий чистое английское произношение, найдет работу с гораздо большей вероятностью ?
Barbara: Я задала этот вопрос своему отцу. Перед тем, как выйти на пенсию, он работал менеджером по набору кадров в компании Procter and Gamble.
Он сказал, что пока человека понимают легко, то никакого значения не имеет с каким акцентом он говорит. Да, в Америке есть люди, которые настроены предубежденно против иммигрантов, но это не из-за акцента. Просто иностранный акцент свидетельствует, что Вы родились не в Америке. Но Вы в любом случае не получали бы удовольствия, работая с людьми такого сорта. Но они не типичны для Америки.
Естественно, если Ваше английское произношение настолько необычно, что окружающие понимают Вас с трудом, у Вас будет много недоразумений. Но никому неохота напрягаться для того, чтобы понять человека, с которым работаешь. И множество недоразумений могут дорого обойтись.
Но если Вас понимают без проблем, отец говорит, что у Вас и у американца с тем же опытом работы шансы найти работу в Америке абсолютно равны.
Однако, американцы обычно легко понимают иностранные акценты.
Тем более смешно, когда правильного произношения от тебя требуют люди, которые вообще не умеют говорить по-английски. Но это Вам смешно, а я с такой ситуацией сталкиваюсь чуть ли не ежедневно.
И еще, обучение в общем-то не очень приятный процесс (а особенно, обучение иностранному языку), и далеко не всегда тут обходится без проблем. Николай Второй - последний российский император знал пять языков. Узнал их он в детстве, и как? Объясняю: его, императора, пороли. Я, конечно, не призываю к этому, но далеко не всегда изучение языка бывает приятным и бесконфликтным.
Сейчас много пишут о более совершенных американских игровых методиках. Но уровень школьного образования в Америке значительно ниже, чем в бывшем Советском Союзе, а сами американцы стараются пристроить своих детей в дорогие частные школы, где нет никаких игровых методик и спрашивают очень строго. Удобство и простота обучения для ученика обычно создает меньше проблем и учителю, но результаты в этом случае, к сожалению, значительно хуже.
Конечно, разобраться во всем этом неопытному человеку достаточно сложно, но это лучше все-таки сделать, чем тратить зря деньги и время. Еще раз повторюсь, что речь идет не о том, что есть курсы хорошие, а есть курсы плохие. Да, есть курсы хорошие, а есть курсы плохие, но есть и просто жулики, которые используют эту вывеску чтобы просто делать деньги, и статья эта направлена не против плохих и неграмотных курсов, а против хороших грамотных мошенников, которые хорошо, грамотно, со знанием дела занимаются мошенничеством.
Безусловно, люди должны зарабатывать деньги, но не любой ценой. И если человек из всех существующих методик выбирает именно ту, которая обеспечит вытягивание денег по максимуму, и значительно больше обеспокоен деньгами учеников, чем их знаниями, в общем-то он, конечно, имеет на это право, и закон он, вроде, не нарушает. Но Вы же вправе решать, стоит ли Вам связываться с таким человеком (организацией) или нет.

Так как же, не имея опыта, отличить курсы от не курсов ?

Основная цель курсов - дать какие-то знания. Из этого и надо исходить. Конечно, бывают и дополнительные цели, например, облегчить учебный процесс. Конечно, в некоторых случаях эти цели помогают друг другу, но ведь можно же облегчить учебный процесс путем уменьшения объема знаний. Как ? Дело в том, что при обучении английскому языку, впрочем, не только английскому, и не только языку, Вам приходится сталкиваться с двумя видами знаний.
Первый тип - те знания, которые достаточно легко учитываются, и их достаточно просто продемонстрировать. Например:

знали 10 слов, стали знать 100 слов;

знали 10 правил, стали знать 100 правил;

Второй тип знаний учесть гораздо сложнее, например, уверенность в общении, бедность речи и проч.
Если Вас пытаются надуть, то упор прежде всего будет делаться на те показатели, которые просто продемонстрировать. Сделать это совсем не трудно.
Я интересовалась, что такое хороший английский. Американцы под хорошим английским понимают беглость речи и уверенность в общении. Те же, кто не знает языка, под хорошим английским понимают внятно произнесенные слова и длительные паузы в разговоре. Безусловно, такой английский легче понять, и гораздо легче учиться у педагога, который не говорит, а произносит слова. Спору нет, учиться Вам будет гораздо проще, но тому английскому, который сами американцы считают плохим.
Итак, ориентация на показуху и вспомогательные цели. Что еще ? Дело в том, что есть определенные знания или навыки, которые позволяют осваивать английский самостоятельно. Развитие этих навыков - достаточно сложный процесс. Если у педагога на первом месте - знания, а не деньги, то он вынужден будет уделять этому внимание.
Попытайтесь обратить внимание, чем занимаются люди на курсах. Если человек, например, занимается переводами сложных текстов,переводя каждое слово, то он осваивает только технику работы со словарем. Может, еще запомнит некоторые слова.
Если же занимающиеся на курсах читают вначале простые, а потом все более усложняющиеся тексты, домысливая какие-то слова, а потом проверяя их по словарю, улавливая какие-то соотношения, а потом проверяя их по грамматике, занимаясь на курсах преимущественно тем, чем они не могут заниматься самостоятельно, например, разговором, то в этом случае они не только быстрее осваивают язык, но и осваивают технику самостоятельной работы с языком.
В первом же случае человек попадает в зависимость от курсов, а после окончания курса для начинающих, вынужден записываться на следующий этап - для продолжающих, на котором, кстати, эта зависимость только возрастает.
Как же добиться того, чтобы попасть на занятия с работающей группой, ведь в большинстве случаев с новичками проводят так называемое вводное занятие, где кроме новичков и педагога, никого нет, и после которого они должны решить - учиться на этих курсах или нет.
Откровенно говоря, об этом должна болеть голова не у Вас, а у Ваших учителей. Если они заинтересованы в знаниях, они будут заинтересованы в том, чтобы показать вам курсы изнутри, потому что им тоже нужны ученики, которые не боятся учебного процесса и не выдвигают требования типа: "Раз мы заплатили, почему мы должны напрягаться, работать ?". Если же основная цель учителей - деньги, то они наоборот попытаются доказать, что нельзя же отвлекать людей от учебы, и попытаются Вам продемонстрировать не реальный, а образцовый урок и рассказать, как все хорошо и как все замечательно.
Вообще попытайтесь как можно больше говорить не с ведущими, а с теми, кто закончил эти курсы или еще учатся . Ну а какие вопросы задавать, я надеюсь, Вы поняли.
Я не ставлю себе целью объяснить, чем отличаются хорошие курсы от плохих. То, что хорошо для одного, далеко не всегда хорошо для друго- го. Задача, к счастью, гораздо проще: отличие курсов от элементарного надувательства.
Если Вы покупаете одежду, то Ваша цель - ее носить, а цель про- давца - продать. Если кроссовки разваливаются через неделю после по- купки, то данный товар не является плохими кроссовками, а является по- делкой под товар.
Ваша цель на курсах - научиться. Именно за это Вы платите деньги. Цель преподавателя - учить. Деньги он получает именно за это. Курсы невозможны как без преподавателя, так и без учеников. Чьи же цели там более важные ? Повторюсь, чьи цели первоочередные ? Безусловно, даже в случае откровенного надувательства какие-то знания Вы получите. Даже в случае поддельных кроссовок, одну неделю Вам в них ходить васе-таки удастся. Речь идет о том, курсам гораздо проще получить деньги, ориен- тируясь не на увеличение объема знаний, а на увеличение продолжитель- ности учебы.

И мерилом работы считать

Не результат, а усталость.

Постараюсь объясниться еще раз. Безусловно, у учеников есть какое-то представление об учебе, которое сформировано еще в школе. Но школа должна научить всех вне зависимости от их желания.
Если же Вы приходите на курсы и платите деньги, то предполагается, что это желание у Вас есть. И если преподаватели ведут себя так же, как учителя в школе, то вряд ли можно ждать в этом случае результата, так как одиннадцати лет у них все-таки нет.
И еще. Я совсем не против, чтобы люди зарабатывали, обучая тому, в чем нуждаются другие. Но это разные вещи - получать деньги за то, что научили, и получать деньги за то, что учат. Совсем не трудно построить учебный процесс так, что учить придется всю жизнь и безрезультатно, кстати сказать. Конечно, подобная крайность встречается редко, но растягивать учебный процесс, усложнять его, издеваться над людьми за их же деньги, заставляя их делать либо ненужную работу, либо нарушить последовательность обучения, как показывает опыт, вполне реально. И Вы должны понять, что разница в данном случае ни в хороших или плохих курсах, ни в хороших и плохих преподавателях, а между курсами и жульничеством, между преподавателями и мошенниками. И ориентироваться надо не на внешность преподавателя и не авторитет учебного заведения, а на результаты.
Итак, задав эти вопросы и получив ответы на них, Вы застрахуете себя от надувательства:
1. Сколько времени Вы занимаетесь на курсах, а сколько
самостоятельно ?
2. При самостоятельной учебе Вы закрепляете тот материал, который
получили на курсах или наоборот ?
3. Пытаются ли в Вас пробудить инициативу или давят ее (Это слово
не так произносится) ?
4. На что делается основной упор - чтение, разговор, или переводы
и заучивание ?
5. Если разговор, то подыгрывают ли Вам, назначая заранее темы
для общения, обеспечивая тишину и проч. ?
6. Много ли задают на дом и насколько строго проверяют ?
7. Что является критерием знания языка
a) количество выученных слов;
b) самостоятельная работа с языком;
c) чтение;
d) общение ?
8. Что происходит с обучающимся на курсах, если его не поняли:
а) Он произносит это слово еще раз;
b) Пытается по-другому построить фразу;
c) Пытается объяснить другими словами ?
9. На каком языке ведется обучение ?
10. На курсах для начинающих:
a) пытаются побыстрее научить английскому, чтобы начать вести
преподавание на английском;
b) разъясняют все грамматические правила на русском языке;
11. Предоставляют ли Вам возможность поговорить с выпускниками
этих курсов или с "продвинутыми" обучающимися, позволяют ли
бывать у них на занятиях ?


 Следующая   Предыдущая   Мы    фото-альбом   Пресса о...   Теория и опыт   Новобранцу   Viola    Info for native speakers   Andrew   самая Главная


                                                                           Автор:   Viola       Последнее обновление: 12 мая, 2003.



Hosted by uCoz