Глава 6. РАЗГОВОРНАЯ ПРАКТИКА ИЛИ ТРЕНИРОВКА ?

Даже люди, являющиеся членами Клуба достаточно давно, не всегда представляют СМЫСЛ И ЦЕЛИ некоторых действий, которые от них требуются. Об этом можно сделать вывод по задаваемым ими вопросам. Это прежде всего вопросы типа: "Если я НАУЧУСЬ говорить неправильно, то мне будет труднее ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ". Или: "У кого я буду УЧИТЬСЯ дальше, когда освою язык достаточно хорошо ?". В общем-то в освоении любого дела - учеба достаточно важный процесс, но далеко не достаточный и далеко не единственный. Большинство людей считает: "Теория, практика, что же еще остается ?". Остается самое главное - ТРЕНИРОВКА. Если человек делает какое-то дело (не учится, а именно делает), то он делает его лучше, лучше и лучше. И если вначале он делает его неправильно, то постепенно приближается к идеалу все больше и больше.

Ни учиться, ни переучиваться ему не приходится. Происходит накопление опыта и рост мастерства, поэтому вопросы "Как же мне переучиваться ?" в данном случае просто некорректны.

Никого не удивляет, что у тренера, поднимающего штангу весом от силы 50 кг., воспитанники поднимают 150-200 кг. Никто не требует от тренера поднимать большой вес.

Безусловно, есть случаи, когда язык осваивается только учебным способом, то есть теми же студентами инъяза, например. Но большинство как-то забывает, что в это заведение берут людей уже имеющих определенные способности к языку. И второе - 5 лет инъяза при практически ежедневной многочасовой учебе никак нельзя сравнивать с тремя месяцами пребывания человека в Клубе. Впрочем, сравнивать нельзя потому, что РЕЗУЛЬТАТЫ В КЛУБЕ ЛУЧШЕ. Причем в большинстве случаев у людей, которые не годятся для учебы ни по возрасту, ни по способностям.

Повторюсь еще раз, учеба, безусловно, нужна. Но если она нужна, это не значит, что можно обойтись только ею. Прежде всего потому, что как показали исследования психологов, в 60 процентах случаев разговор является конфликтом, поиском компромисса, выяснением отношений, т. е. столкновением противоположных взаимоисключающих тенденций. Практически всегда это отражается на субъективном факторе, то есть люди как бы настраиваются друг против друга. Такая ситуация на различных курсах невозможна в принципе. Там наоборот стараются подыграть, обыгрывая знакомые темы. Мы же ставим себе целью обучить человека говорить в реальных условиях. Как показывает наш, да и весь мировой опыт, если человек умеет говорить в неблагоприятных условиях, типа - негативное отношение собеседника, плохая связь, ограниченная слышимость, то в благоприятных условиях он говорить с гарантией сможет. Обратное же верно далеко не всегда. Одно время мы занимались различными конфликтными играми и разыгрывали обостренные ситуации. Но, как показывает опыт, это далеко не всегда приводит к желаемому результату. Дело в том, что распределением ресурса в мозгу занимается подсознание. И когда люди знаюТ, что все это понарошку, подсознание необходимый ресурс просто не выделяет. Провоцировать же эти ситуации тоже не всегда удается, так как это в значительной степени обостряет отношения между членами Клуба. А так как большинство из них не понимает необходимости тренировки и не видит смысла в увеличении нагрузок на общение, то воспринимают это как ругань, склоки, конфликты. Поэтому мы и пытаемся заставить членов Клуба сражаться не друг с другом, а с обстоятельствами.

В горах, например, от согласованных действий группы зависит комфорт, качество отдыха, безопасность участников похода. Безусловно, обострять ситуации приходится и в горах. Мы, например, не пользуемся личными спальниками, отработанными маршрутами. Все это вместе взятое ТРЕБУЕТ постоянного ОБЩЕНИЯ, но и вынуждает подсознание выделять дополнительный ресурс не только на знание языка и перевод запаса слов из пассивной формы в активную, но и на смелость, уверенность в их использовании. Использование языка влияет не на субъективный, а на объективный фактор, то есть не на положение человека в группе и выполняемую там роль, а на то, на каком месте группа остановится, как он будет ночевать, что есть. Подсознание же на объективный фактор выделяет ресурс гораздо больший. Повторюсь, тренировка происходит не в изучении языка, а в его ИСПОЛЬЗОВАНИИ. В жизни же язык используется чаще всего для решения различных проблем, а не для болтовни с приятным собеседником о погоде. Безусловно, о погоде говорить иногда надо, но это умение вы можете получить где угодно и даже освоить самостоятельно. Решать же конкретные жизненные проблемы вы можете научиться только в реальных жизненных ситуациях. Создание и организация этих жизненных ситуаций и есть цель Клуба.

Пример. Предположим, вы прочитали книжку о том, как поднимать штангу. Теперь вы знаете теорию поднятия штанги. Вы приходите в спортзал и говорите тренеру: "Я знаю как поднимать штангу, дайте мне какую-нибудь из них, я попрактикуюсь. Тренер дает вам штангу весом 10 кг. Вы ее поднимаете с легкостью, причем подняли бы вы ее даже если бы и не прочитали теорию. Вот следующий вес - 50 кг. И вам уже пришлось напрячь память и применить свои теоретические знания по подниманию штанги. Следующий вес - 200 кг. Тут уж вам никакая теория не поможет. Придется тренироваться, тренироваться и тренироваться. Причем тренироваться и с противодействием, когда вы будете толкать штангу вверх, а ваш тренер будет тянуть вниз. Именно тренировки и только они способны научить вас обращаться с этим снарядом (штангой).

Но если человека не так уж трудно убедить в необходимости тренировок в спорте, то относительно английского языка он с полной уверенностью заявляет, что знает язык и ему нужна только разговорная практика. Но практика и тренировки это не одно и то же. Клуб предоставляет именно тренировки в реальных условиях.



<-Back Contents Home The Press about us Photo albums


Copyright © 2002
This Home Page was created by Viola Most recent revision January, 3, 2002

1

Hosted by uCoz