А на
жизнь, как уже говорилось выше, выделяется ресурс в 30 раз больший, чем на
учебу. Это значит, что при тех же затратах вы выучите язык в 30 раз лучше, либо
потратите в 30 раз меньше затрат на ту же степень изучения языка.
Приведу ПРИМЕР. Если Вы учите иностранный язык в школе, Вам надо
запомнить и слово и его перевод, причем слово Вы запоминаете в ситуации, которая
никак с этим словом не связана. В Клубе же, находясь, например, в горах, Вы
сначала слышите это слово и видите какие-то действия, которые с этим словом
связаны. Например, Вы слышите слово "firewood" в тот момент, когда люди собирают
дрова для костра. Запоминаете и слово и действие. Ситуация эта довольно не
типичная для горожанина и, вероятно, это действие и слово он запомнит надолго,
поскольку человеческая память устроена так, что не типичные ситуации
запоминаются лучше. После чего, запомнив и слово, и совершаемое действие, ему
совсем не трудно запомнить перевод этого слова - "дрова". Вероятно, он так же
запомнит и слово "fire" - "костер" и "wood" - "лес". Для того, чтобы запомнить
это слово в классе ему надо представить подобную ситуацию, запомнить само слово
и его перевод. Это требует более значительных интеллектуальных усилий, к тому
поскольку это не связано с жизненной необходимостью, подобное запоминание
потребует неоднократного повторения пройденного материала.
На первый взгляд, конечно, кажется, что при равных затраченных
интеллектуальных усилиях, степень погружения в языковую среду будет одинаковой,
но это не так. Более естественные способы требуют гораздо меньших
интеллектуальных затрат - способ же обучения от ситуации является естественным
для человека (именно так он познает родной язык) и, кстати, не только для
человека - язык есть и у животных, и осваивают они его не на курсах.
ПРИНЦИП 2. Обучение от группы.
Как показали исследования, даже самый лучший учитель может передать ученику
только 60 % своих знаний. Причина этого в различных схемах усвоения материала.
Некоторые из этих схем могут не совпадать у учителя и ученика, а иногда даже
противоречить друг другу. Например, есть мышление логическое, есть образное.
Учителю, например, чтобы ученик с логическим мышлением запомнил какое-то новое
правило, нужно связать его с другими правилами. Если же у ученика мышление
образное, то все попытки учителя обкяснить ему взаимосвязь и взаимодействие
различных правил и законов будут в лучшем случае бесполезны. Другой учитель
может сказать: "Такое правило есть, но оно секретное, но вам я его расскажу". В
этом случае его запомнят ученики с образным мышлением, ученики же с логическим
мышлением скорее всего посмеются. Поэтому у двух учителей эффективность
преподавания равна 75-80 %.
Поэтому учителя вынуждены повышать свой уровень, но как бы они ни
стремились это сделать, всегда будет существовать такая область, которую они не
в состоянии донести до части своих учеников.
Вторая проблема обучения от учителя связана с большой разницей уровней
"учитель - ученик". Далеко не все учителя могут "опуститься" на низкий уровень,
а без этого им просто не понятны многие проблемы их учеников. Стандартные же
методы в случае изучения языка, далеко не всегда работают.
В КЛУБЕ ОБУЧЕНИЕ ИДЕТ ОТ ГРУППЫ. В этом случае учителями является вся
группа. Тут действует и многообразие подачи изучаемого материала и то, что в
группе всегда находится человек, уровень которого незначительно выше уровня
обучаемого. Так как сам обучаемый находится в группе, то, повышая свой уровень,
он автоматически повышает и уровень группы. Поэтому при достаточном разнообразии
группы и хорошем уровне ее организации, практически нет предела погружению в
языковую среду.
Способы же организации группы, чтобы члены Клуба чувствовали себя единой
командой, помогали друг другу, направлены на то, чтобы объединить членов Клуба
на выполнение какой-то единой задачи.